Архитектура Франции – смешение стилей и фантазии королей

Со времен первых франкских королей до наших дней дошло очень мало архитектурных памятников. С уверенностью можно сказать только одно: в то время в стране царил коринфский стиль, позаимствованный из древнего Рима. Строились многочисленные базилики, не отличавшиеся изысками. Прямоугольные, с толстыми стенами, они предназначались для общественных собраний и богослужения.  Как вы, надеемся,  поняли, тема этого обзора – архитектура Франции.

В XI  веке романский стиль стал претерпевать существенные изменения и сохранившиеся базилики преобразились. Появились арочные перекрытия, плоская крыша уступила место полукруглой и остроконечной формам. Внутреннее пространство наполнилось легкими, изящными колоннами и другими элементами, придающими прямым и массивным сооружениям воздушности и исконно французской утонченности. В зданиях этого периода можно заметить зачатки будущей роскоши дворцов и замков французских королей и знати.

Население страны росло, небольшие храмы не могли вместить всех желающих приобщиться к богу.  Зодчие Франции стали искать новый архитектурный стиль, который позволил бы решить эту проблему. Прежде всего, требовалось уменьшить толщину стен, чтобы увеличить внутреннее пространство помещений. Полукруглые формы арок сменились на остроконечные, которые зрительно вытягивали здание. Так, в архитектуре Франции, появился готический стиль. Взглянув на готические храмы, современный человек сравнит их с космической ракетой на стартовой площадке и будет недалек от истины. Остроконечные готические крыши храмов и соборов олицетворяли вознесение молитвы к небесам, обращение верующих к Богу.

Менялись эпохи и короли, менялась и архитектура Франции. Великое вторжение ренессанса в архитектуру страны подарило миру роскошные резиденции королей, восхитительные замки и загородные дома французской знати. Все еще сохраняя внешнюю неприступность, оставшуюся от времен Столетней войны и благородных рыцарей, они украшались изысканными деталями декора, богатой мебелью и великолепными витражами.

Современные здания не имеют тех архитектурных излишеств и изысков, свойственных временам монархии, но отличаются обилием стекла и ажурными металлическими переходами. Достаточно посмотреть на знаменитый центр Жоржа Помпиду, чтобы понять, насколько изобретательна и причудлива  архитектура 20 века во Франции. С уверенностью можно сказать лишь то, что даже в архитектуре французы шли своим, особенным путем, смешивая стили и эпохи.